Цветовая схема
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения
  • 670004,г. Улан-Удэ, ул. Рабочая, 1а
  • +7 (3012) 37-20-66, 37-20-52, 37-18-44, 37-11-83
  • mail@rpnd-rb.ru

Наш основной инструмент – это сила личности

7 Августа 2020 10:08

Количество просмотров: 1042

Сэсэг Бакшиханова: «Наш основной инструмент – это сила личности»

Республиканский психоневрологический диспансер - одно из старейших лечебных учреждений Бурятии. Традиционно психиатрическая помощь здесь оказывается пациентам комплексно, путём бригадного метода. В полипрофессиональной бригаде рука об руку работают психиатр и психотерапевт, социальный работник и логопед, а также медицинский психолог. О значимости и роли медицинских психологов в общей цепочке работы с больным рассказывает Сэсэг Бакшиханова, детский клинический психолог ГБУЗ «РПНД».

Психолог – важное звено

Сегодня нет направлений в медицине, где бы не были востребованы медицинские (клинические) психологи. В Улан-Удэ практически во всех крупных учреждениях здравоохранения есть таковые в штате. Они работают не только в психиатрии, но и в соматической сфере - от пульмонологии до кардиологии, а также в наркологии, онкологии, в сфере оказания паллиативной помощи.

«Часто диагностируются именно психосоматические заболевания. Когда по физическим показателям человек вроде здоров, а психологически ему дискомфортно, тревожно, все болит, одним словом плохо и здесь уже нужен клинический психолог, - рассказывает Сэсэг Бакшиханова. – Ведь здоровье, начало болезни, прогноз определяются совокупностью разных факторов - биологических, психологических и социальных. Поэтому лечить телесную болезнь необходимо с учетом психологии личности, специфики образа жизни».

Важен «бригадный» подход

Сэсэг Бакшиханова трудится в республиканском психоневрологическом диспансере 18 лет медицинским психологом детского отделения №7. По ее словам, в диспансере вся работа специалистов строится на бригадном принципе: «В РПНД отработан мультибригадный подход к лечению пациентов, когда одновременно работает несколько специалистов – врач-психиатр, врач-психотерапевт, социальный работник, при необходимости – логопед или другие специалисты, и, конечно клинический психолог. Так строится работа во всех отделениях – и во взрослых и в детском».

Каждый специалист в бригаде работает на своем «уровне». Ведь психика - целая функциональная система. У медицинского психолога – это психологический уровень - уровень функционирования мышления, внимания, памяти, речи, личностных свойств. Роль медицинского психолога велика - он оказывает клинико-психологическую помощь, но если смотреть шире, то участвует в диагностике болезней, устанавливает степень психических нарушений, занимается характеристикой личности, дает оценку динамики нервно-психических нарушений, оценивает эффективность лечения, дает рекомендации и многое другое.

- Например, поступил ребёнок шести лет. Ставится вопрос о состоянии его интеллекта - либо это временная задержка психического развития, либо это умственная отсталость. «Именно психолог в ходе психодиагностической работы определяет коэффициент его интеллекта», - говорит Сэсэг Сыреновна. – Но по сути психолог должен ориентироваться во всех уровнях функционирования психики, от особенностей деятельности головного мозга до социально-психологического функционирования личности, обладать глубочайшими знаниями, поэтому образованию медицинского психолога уделяется большое внимание». Кроме диагностики болезней, психолог участвует в лечении, реабилитации и социальной адаптации больных.

Болеет ребенок, страдают родители

Сэсэг Сыреновна подчеркивает, что в диспансере сложился хороший, душевный и очень сплоченный коллектив. По ее словам, там нет случайных людей, потому что работа морально и психологически сложная, и в то же время очень ответственная, особенно в детском отделении. Коллектив работает ведь не только с пациентами, но и с их родными.

«Очень часто к нам приходят психологически травмированные родители. Ведь стационар это уже последняя точка, где ребёнку ставят окончательный диагноз, определяют его психическое состояние, назначают лечение, дают прогноз. Сначала родители проходят стадию «отрицания», потом входят в стадию «агрессии», объектами которой иногда становятся наши сотрудники. И это неизбежно. Они должны перейти через все эти стадии «травмы»: «отрицания», «агрессии», «примирения», и, наконец «принятия». То же самое и у родственников больных взрослых отделений. Все люди, которым сообщают их диагноз, через это проходят. Наша задача помочь им пережить, принять это. А родителям детей детского отделения еще и нужно помочь выбрать правильный сценарий их поведения с ребенком. Ведь кто-то после «принятия» диагноза начинает чадо безмерно опекать, кто-то наоборот, как бы отстраняется от ребенка, кто-то начинает жить с чувством вины, и возводят ребёнка на алтарь, делают из него центр вселенной, забывая про себя».

Вторая не менее важная часть работы психолога - психологическое консультирование, психологическая коррекция, проведение профилактических мероприятий, психологическое просвещение. «Психологическая коррекция может реализовываться как индивидуально, так и в групповом формате. Психологическое консультирование - краткосрочный вид помощи, в первую очередь это реализация психообразовательных мероприятий. Например, когда подростку объясняют, что такое повышенная тревожность, почему она возникает, как с ней нужно справляться. Психологическое консультирование очень хорошо помогает при работе с суицидально направленными лицами», - говорит Сэсэг Сыреновна.

Главное – не навреди

В России федеральный закон об оказании психологической помощи пока не принят и нет стандарта деятельности таких специалистов. Это создает путаницу в видах деятельности медицинского психолога. Часто экстрасенсы, парапсихологи, биоэнергетики, родологи, эзотерики и т.д называют себя психологами.

«Если клинико-психологическую помощь оказывает бывший юрист, экономист, педагог, пусть даже прошедшие профессиональную переподготовку по психологии или по медицинской психологии, но не имеющие диплома о высшем психологическом образовании, то по требованиям современных профессиональных стандартов деятельности психолога, которые вводятся с 2016 - 2018 гг, они не являются легитимными, - рассказывает Сэсэг Сыреновна. К сожалению среди частнопрактикующих специалистов иногда встречаются психологи с дипломом о высшем психологическом образовании, но нарушающие этику профессиональной деятельности, не понимающие границы собственной профессиональной компетентности. Например, не имея компетенций в сфере медицинской психологии пытаются оказать помощь женщине в состоянии послеродовой депрессии. Деятельность медицинского психолога требует научно обоснованных знаний, умений, навыков и компетенций. Но эти психологи в практике используют научно необоснованные подходы, методы, например, расстановки по Зелингеру или Хелингеру, холотропное дыхание, профайлинг, соционику, и другие.

- В моем понимании специалист с психологическим образованием не может гадать на картах «Таро», чистить ауру, улучшать карму и т.п. Все это для человека, которой действительно находится в депрессии, например, лишь трата драгоценного времени. К настоящим специалистам он попадает уже в запущенном состоянии, говорит она.

Медицинский психолог – специалист с высшим психологическим образованием. Для работы медицинским психологом требуется 7 уровень квалификации – это специалитет или магистратура. Людям, которые хотят получить квалифицированную клинико-психологическую помощь медицинского психолога Сэсэг Сыреновна рекомендует обращаться в государственные и частные медицинские учреждения, имеющие лицензию на право ведения лечебно-профилактической деятельности. «В них работа медицинских психологов стандартизируется, оценивается с учетом уровня квалификации и образования, соответствия профессиональному стандарту деятельности, а медицинские психологи постоянно совершенствуют профессиональную квалификацию. Помощь должна быть своевременная, комплексная, мультибригадная, - убеждена Сэсэг Сыреновна. – Признаком того, что психолог имеет соответствующую квалификацию, опыт и образование, владеет научно-теоретическими, нормативными и этическими основами деятельности, а главное - соблюдает принцип «не навреди» может быть его членство в профессиональных сообществах. В Бурятии профессиональное сообщество медицинских психологов в этом году сорганизовалось в региональную общественную организацию». По ее словам, как только будет принят стандарт деятельности медицинского психолога и соответствующий федеральный закон об оказании психологической помощи, деятельность таких специалистов станет прозрачной и понятной.

Кроме основной работы, Сэсэг Сыреновна заведует кафедрой психологии детства в Бурятском государственном университете им. Доржи Банзарова. «Я всю жизнь занимаюсь подготовкой педагогов-психологов, а также клинических психологов, поэтому могу сказать, что в Бурятии система здравоохранения и образования комплектуется качественными кадрами. К счастью, большинство из тех, кто приходит к нам учиться, действительно испытывают интерес к профессии, ими движут альтруистические цели, одна из которых помогать людям. Качество образования, которое дают кафедры нашего университета, а это кафедра психологии детства, кафедра возрастной и психологической психологии, кафедра общей и социальной психологии, на высоком уровне. Наши выпускники имеют не только хорошую подготовку, главное - они хорошие люди с набором самых лучших человеческих качеств. Задатки, которые мы в них вкладываем, позволяют им развиваться, быть успешными и, самое главное, приносить пользу. В нашем деле самое важное - личностные качества и компетентность. Такой психолог не нанесёт вред. Он будет правильно думать, и использовать апробированные обоснованные методы, ведь профессиональное мастерство психолога заключается в правильном определении стратегии и тактики его деятельности. Но основной метод - это сила личности, сила воздействия на людей, которые обратились за помощью.

За помощью только к профессионалам

Психологическая служба ГБУЗ РПНД состоит из 16 медицинских психологов. Они работают во всех отделениях стационара РПНД, в детском и взрослом диспансерных отделениях, судебно-психиатрическом отделении и психотерапевтическом центре. «У большинства из нас есть профессиональная переподготовка по медицинской психологии в НИИ. Им. Бехтерева. «И все мы постоянно учимся, повышаем свою квалификацию, участвуем в различные рода конференциях и семинарах», - говорит Сэсэг Бакшиханова. - Самый опытный психолог, посвятивший свою жизнь психоневрологическому диспансеру Елена Алексеенко. В мае 1989 года она пришла в РПНД работать медицинским психологом отделения пограничных состояний, в настоящее время медицинский психолог амбулаторного судебно-психиатрического экспертного отделения. Виктория Дубанова работает в нашем учреждении более 17 лет. Саяна Федорова, медицинский психолог ССПЭО (стационарное судебно-психиатрическое экспертное отделение), работает в судебной экспертизе более 20 лет. Марина Линхоева, медицинский психолог диспансерного отделения, - 15 лет. Елена Очирова начала трудовую деятельность в ГБУЗ РПНД в 2005 г. Вот уже боле 10 лет в детском диспансерном отделении трудятся детские психологи Раиса Жамсаранова, Туяна Жигжитова, Сурана Гармаева. Елена Еланова, психолог телефона доверия работает в РПНД 10 лет, психолог Лилия Биртанова - более 9 лет, Аюхан Бадмаева - 5 лет, Арюна Дондокова - 4 года. Сэсэг Мункуева - 3 года, и другие. За время работы все специалисты зарекомендовали себя как квалифицированные и ответственные сотрудники.

Сэсэг Сыреновна подчеркивает, что помочь можно любому человеку, главное, чтобы люди вовремя обращались за квалифицированной помощью к профессионалам: «В психотерапевтический центр на ул. Модогоева 1а, может обратиться любой человек. Здесь обязательно помогут, выслушают, проконсультируют, назначат лечение, если требуется. Телефон «горячей линии» РПНД 8 (3012) 37-17-78 (круглосуточно), телефон доверия: 8 (3012) 668-311».

 

Справка: Сэсэг Бакшиханова в 1992 г. с отличием окончила дефектологический факультет Иркутского государственного пединститута. С 1994 по 1997 гг. обучалась в очной аспирантуре в ИрГПУ по специальности «Коррекционная психология». В 2000 г. защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата психологических наук в РГПУ имени А. И. Герцена по специальности «Коррекционная психология» (г. Санкт – Петербург). В 2014 - 2016 г.г. прошла профпереподготовку в ФГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева» Минздрава России по специальности «Медицинская (клиническая) психология». В 2018 г. с отличием окончила Бурятский государственный университет по направлению «Психология», квалификация «Магистр» (магистерская программа «Клиническая психология»).

С 2001 г. и по настоящее время занимает должность заведующего кафедрой психологии детства в БГУ им. Доржи Банзарова, доцент кафедры.

С 31 июля 2002 года трудится медицинским психологом в детском отделении ГБУЗ «Республиканский психоневрологический диспансер». Общий стаж работы в РПНД - 18 лет. Основная проблема, над которой она работает - психообразование детей и подростков с расстройствами эмоций и поведения.

Автор и соавтор 52 научной и 14 учебно-методических работ. Принимает постоянное участие в организации и проведении различных научно-практических конференций и научно-методических семинаров.

 

Елена Трофимова