Цветовая схема
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения

  • 670004,г. Улан-Удэ, ул. Рабочая, 1а
    ИНН: 0323074842 ОГРН: 1020300973516

  • 37-20-66 Приёмная главного врача
    21-96-73 Взрослое диспансерное отделение
    44-37-38 Детское диспансерное отделение
    37-18-44 Справочная
    37-17-78 Горячая линия
    26-66-04 Кабинет медицинских осмотров

  • rpd@govrb.ru - Республиканский психоневрологический диспансер
    vdisp@mail.ru - Взрослое диспансерное отделение

Психическое здоровье и психосоциальные аспекты в условиях вспышки COVID-19

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА (ПЗПСП) МЕЖДУНАРОДНАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ: Составной термин «психическое здоровье и психосоциальная поддержка» (ПЗПСП) используется в Руковод-стве Межведомственного постоянного комитета (МПК) по психическому здоровью и психосоциальной под-держке в условиях чрезвычайной ситуации (ЧС) для описания «любого вида местной или внешней поддержки, направленной на защиту или содействие психосоциальному благополучию и/или профилактику или лечение психических заболеваний». Глобальная гуманитарная система использует этот термин, чтобы объединить ши-рокий круг участников, реагирующих на ЧС, подобные вспышке COVID19, включая тех, кто использует биоло-гические и социокультурные подходы в системах здравоохранения, социальной защиты, образования, обще-ственной деятельности, а также для того, чтобы «подчеркнуть необходимость применения различных, взаи-модополняющих подходов к оказанию соответствующей поддержки»1. РЕКОМЕНДАЦИИ МПК: В Руководстве МПК по ПЗПСП в условиях ЧС рекомендуется, чтобы в рамках мероприятий по реагированию на вспышку болезни были использованы различные уровни вмешательств. Эти уровни соответствуют спектру потребностей в услугах по охране психического здоровья и психосоциального благополучия и представлены в виде пирамиды вмешательств (см. Рисунок 1). Уровни ранжируются в зависимости от потребностей в социаль-ных и культурных вмешательствах на основе базовых услуг вплоть до специализированных услуг, предостав-ляемых лицам с более тяжелыми условиями жизни. Основные принципы включают: не причинять вреда; укреп-лять права человека и равенство; применять подходы широкого участия с использованием имеющихся ресур-сов и возможностей; задействовать многоуровневые вмешательства и работать c интегрированными систе-мами поддержки. Контрольный список для использования Руководства был подготовлен Рабочей группой МПК2. В условиях любой эпидемии люди обычно испытывают стресс и беспокойство. Реакции людей, затронутых эпидемией как прямо, так и косвенно, могут включать:3 страх заболеть и умереть; уклонение от обращений в медицинские учреждения из-за страха заразиться; страх потери средств к существованию, отсутствия возможности работать в условиях изоляции, увольнения с работы; страх социальной изоляции/карантина из-за болезни (например, расизм в отношении лиц с террито-рий, затронутых эпидемией или воспринимаемых таковыми) чувство беспомощности в отношении защиты близких и страх потери; страх разлуки с близкими, опекунами из-за карантина; отказ от заботы о несовершеннолетних, инвалидах или пожилых людях, родители/опекуны которых находятся на карантине, из-за страха заразиться; чувство беспомощности, скуки, одиночества и депрессии из-за изоляции; страх вновь пережить опыт прошлой эпидемии. Чрезвычайные ситуации всегда вызывают стресс, но есть конкретные факторы стресса, характерные для вспышки COVID-19, которые влияют на население. Эти факторы стресса включают: Риск заразиться самому и заразить других людей, особенно если способ передачи вируса COVID-19 не понятен на 100%. Общие симптомы других проблем со здоровьем (напр. лихорадка) могут быть ошибочно приняты за COVID-19 и привести к страху быть зараженным. Взрослые могут испытывать тревогу за детей, из-за закрытия школ оставшихся дома без надлежа-щего присмотра и поддержки. Закрытие школ может иметь различные последствия для женщин, ко-торые обеспечивают большую часть неформального ухода в семьях. Это касается ограничения вре-мени на работе и, соответственно, экономических возможностей. Риск ухудшения физического и психического здоровья уязвимых лиц, например, пожилых людей (Вмешательство 1) и инвалидов (Вмешательство 2), если лица, осуществляющие уход за ними, по-мещаются на карантин и если отсутствуют иные формы поддержки4 Кроме того, медсестры, врачи, водители «скорой помощи», медрегистраторы и другие специалисты, кото-рые оказывают непосредственную помощь пострадавшим от COVID-19, могут быть подвержены дополни-тельным факторам стресса: стигматизация по отношению к тем, кто работает с пациентами COVID-19 и их останками; строгие меры биобезопасности: физическая нагрузка от защитного снаряжения; физическая изоляция, снижающая уровень комфорта для тех, кто болен или находится в бед-ственном положении; постоянная ответственность и напряжение; соблюдение строгих процедур, исключающих спонтанность и автономность; повышенные требования на работе, включая увеличение длительности рабочего дня, количества пациентов; необходимость отслеживания последней информации по COVID-19; снижение возможности использования социальной поддержки из-за напряженного графика работы и стигматизации; недостаточность личных ресурсов или возможности по уходу за собой, особенно среди людей с ин-валидностью; недостаточность информации о длительности воздействия COVID-19 на лиц им инфицированных; страх возможности заразить COVID-19 близких и друзей. Постоянный страх, беспокойство, чувство неопределённости и факторы стресса во время вспышки COVID-19 могут привести к долгосрочным последствиям для населения, семей и уязвимых лиц: Ухудшение социальных связей, местной динамики и экономики; Стигма по отношению к выздоровевшим пациентам, приводящая к отторжению местным населе-нием; Возможно более выраженное эмоциональное состояние, гнев и агрессия по отношению к правитель-ству и специалистам, которые оказывали непосредственную помощь пострадавшим; Возможны гнев и агрессия против детей, между супругами, партнерами и членами семьи (рост наси-лия в семье и среди сексуальных партнеров); Возможно недоверие к информации, предоставленной правительством и другими органами власти;Люди с развивающимися или уже имеющимися психическими расстройствами и расстройствами, связанными с употреблением психоактивных веществ, могут испытывать рецидивы и другие нега-тивные последствия, поскольку избегают посещения медицинских учреждений или не имеют доступа к своим поставщикам медицинских услуг. Некоторые из этих страхов и реакций проистекают из реальных опасностей, но многие реакции и поведе-ние также порождаются недостатком знаний, слухами и дезинформацией.3 Социальная стигма и дискриминация могут быть связаны с COVID-19, в том числе в отношении инфици-рованных людей, членов их семей, а также медицинских работников и других специалистов, которые ока-зывают непосредственную помощь пострадавшим от COVID-19. Необходимо предпринимать меры для устранения стигмы и дискриминации на всех этапах реагирования на COVID-19. Следует позаботиться об интеграции людей, пострадавших от COVID-19 (см. ниже: Общие принципы подхода: «Мобилизация об-щества»).5 Люди могут испытывать и позитивный опыт, например, гордость за то, что они сумели проявить жизне-стойкость и справиться с трудностями. Столкнувшись с бедствием, люди часто демонстрируют альтруизм и готовность помочь друг другу, испытывая при этом большое удовлетворение. Примерами подобного поведения по охране психического здоровья и психосоциальной поддержке во время вспышки COVID-19 могут быть: поддержка социального контакта с людьми, находящимися в изоляции, с помощью телефонных звонков, текстовых сообщений и радио; обмен информацией, особенно с теми, кто не пользуются социальными сетями; оказание помощи людям, которые были разлучены со своими семьями и опекунами. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЙСТВИЙ ПО ОХРАНЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРО-ВЬЯ И ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ (ПЗПСП) В УСЛОВИЯХ COVID-19 В широком контексте: Деятельность по оказанию услуг в сфере охраны психического здоровья и психосоциальной под-держки (ПЗПСП) должна основываться на существующих местных условиях. Какие проблемы суще-ствовали и существуют там вне вспышки COVID-19? Эти проблемы необходимо учитывать при пла-нировании действий ПЗПСП. Не может быть единого подхода к проведению мер по охране психического здоровья и психосоци-альной поддержке в отношении всех стран, где зафиксировано распространение вируса. В каждом определённом случае необходимо понимать потребности конкретных групп населения, ко-торые могут сталкиваться с препятствиями в доступе к информации, уходу и поддержке или быть подверженными более высокому риску заражения. Услуги ПЗПСП должны быть доступными и соот-ветствующим образом адаптированными к потребностям детей (Вмешательство 3), пожилых людей (Вмешательство 1), людей с ограниченными возможностями (Вмешательство 2) и других уязвимых групп (например, людей с ослабленной иммунной системой и этнических меньшинств). Необходимо также учитывать конкретные потребности женщин, мужчин, девочек и мальчиков. Чтобы ответные меры на вспышки болезней, таких как COVID-19, были эффективными и не порож-дали гендерное неравенство, важно учитывать гендерные нормы, роли и отношения, влияющие на уязвимость женщин и мужчин к инфекции, воздействие патогенов и получаемое лечение, а также то, как они могут отличаться между различными группами женщин и мужчин.1 Подходы к услугам ПЗПСП должны эволюционировать и адаптироваться к потребностям каждой по-пуляции, затронутой COVID-19, с учетом периода вспышки (т. е. до, во время и после высоких пока-зателей инфицирования). Подготовка на опережение значительно улучшит и ускорит ответные меры в начале вспышки бо-лезни. Страны, в которых эпидемия еще не распространилась, должны подготовить возможные от-ветные меры по предоставлению услуг ПЗПСП. Эти страны должны использовать текущий опыт ре-агирования на вспышку COVID-19, а также опыт по предоставлению услуг ПЗПСП, используемый при других эпидемиях, для подготовки надлежащих мер реагирования. Пример: Деятельность по охране психического здоровья и психосоциальной поддержке во время распространения COVID-19 в Китае7,8,9 может быть не актуальна в других странах или может нуж-даться в адаптации в соответствии с новым контекстом (включая адаптацию к культуре, языку, си-стемам здравоохранения и социальной защиты и т.д.). Услуги ПЗПСП должны быть ключевым компонентом в системе общественного здравоохранения как мера реагирования на распространение COVID-19. Понимание важности и использование мер по охране психического здоровья и психосоциальной под-держке будет иметь ключевое значение для прекращения распространения инфекции и предотвра-щения риска долгосрочных последствий для населения, связанных с его благополучием и способно-стью справляться с неблагоприятными ситуациями. Это включает интеграцию подходов и мероприятий ПЗПСП в рамках местных стратегий, информа-ционно-разъяснительную работу среди населения, выявление случаев заболевания и отслеживание контактов, а также деятельность в медицинских учреждениях и на карантинных объектах. (Вмешательство 4), а также стратегии по выписке/последующему уходу. Мероприятия по охране психического здоровья должны осуществляться в рамках деятельности служб общественного здравоохранения (включая первичную медико-санитарную помощь (ПМСП), а также в иных учреждениях данной территории, в том числе школы, общественные центры, центры по работе с молодежью и представителями старшего поколения.6 Привлечение женщин к профилактическим мероприятиям, с учетом того, что они, как правило, имеют хорошие контакты с местным населением. Охрана психического здоровья и благополучия специалистов, которые непосредственно оказывают помощь заболевшим людям, нуждается в особом внимании и поддержке. Медицинские работники, медицинские регистраторы, сотрудники похоронных служб и другие работники и добровольцы должны быть обеспечены постоянными услугами ПЗПСП как во время, так и после вспышки (Вмеша-тельство 5). Пример: опыт показывает, что лица, находящиеся на карантине, у которых есть возмож-ность делать выбор (например, выбор еды), получать доступ к регулярным мероприятиям и к регу-лярной информации (на досках объявлений или с помощью текстовых сообщений), справляются лучше с вынужденной ситуацией, чем лица, находящиеся в изоляции с ограниченной автономией.10 Интеграция психосоциального подхода в систему мероприятий на карантинных объектах будет в зна-чительной степени способствовать благополучию находящихся на карантине лиц и их семей. Особая роль координации действий Мероприятия ПЗПСП следует рассматривать в контексте межсекторного взаимодействия, взаимо-действия с учреждениями ЧС.6 Решающее значение имеют четкие механизмы координации и интеграция технических знаний в си-стему услуг ПЗПСП. Обмен информацией и инструментами системы мероприятий ПЗПСП между всеми секторами эко-номики/учреждениями ЧС имеет решающее значение во время вспышки эпидемии для объединения ресурсов. В тех случаях, когда существуют пробелы в экспертных знаниях, следует содействовать обучению сотрудников ПЗПСП в онлайновом режиме в чрезвычайных ситуациях, обеспечивая взаимодействие между правительствами и учреждениями. Пример: Информирование о рисках является ключевым элементом любой вспышки инфекции.11,12 Использование позитивной информации (Вмешательство 6) для населения (телевидение, социаль-ные сети и т. д.) будет способствовать улучшению его психологического благополучия. Ответствен-ность за распространение таких сообщений лежит на учреждениях системы здравоохранения, соци-альной защиты, образования, средствах массовой информации. Следует организовать широкую ин-формационную кампанию для населения с целью просвещения, борьбы со стигматизацией и дис-криминацией, а также с любыми чрезмерными опасениями заражения. Поощряйте население ценить и поддерживать специалистов, которые принимают непосредственное участие в мерах по реагированию на эпидемию. Обеспечивайте участие женщин в национальных и местных политических программах по реагирова-нию на COVID-19. Имеющиеся услуги Важно определить существующие экспертные ресурсы и учреждения, которые могут оказывать услуги ПЗПСП в каждом регионе, включая частные и государственные службы здравоохранения, социального обеспечения и образования для объединения, мобилизации и координации. Крайне важно создать или укрепить межведомственные и межсекторные связи по оказанию помощи детям и семьям для удовлетворения любых потребностей (защита, потребности в выживании и т.д.) или для обеспечения быстрого доступа к необходимым услугам при более бедственных условиях. Добиться, чтобы протоколы в отношении лиц, переживших гендерное насилие, использовались для обеспечения безопасности жителей и клиентов. Специалисты в сфере охраны психического здоровья и психосоциальной поддержки могут не иметь соответствующей подготовки в условиях чрезвычайной ситуации, вызванной COVID-19. Восполне-ние этого пробела может усилить меры по предоставлению данного вида услуг в условиях эскалации коронавируса. Следует принять меры для обеспечения того, чтобы люди с психическими расстройствами и рас-стройствами, связанными со злоупотреблением психоактивными веществами, продолжали получать доступ к лекарствам и соответствующей поддержке во время вспышки болезни как в местном сооб-ществе, так и в профильных учреждениях. Право на информированное добровольное согласие граж-данина или его законного представителя на медицинское вмешательство должно соблюдаться на протяжении всего лечения наравне со всеми другими людьми. Те, у кого развиваются симптомы COVID-19 во время пребывания в стационарном психиатрическом учреждении, должны получать такой же уровень качественного лечения и поддержки, как и все остальные люди. Стационарным психиатрическим учреждениям и исправительным учреждениям, а также интернат-ным учреждениям (домам престарелых, учреждениям долгосрочного ухода) необходимо разрабо-тать процедуры, позволяющие свести к минимуму риск заражения COVID-19, а также протоколы мер реагирования в случае инфицирования лиц, пребывающих в учреждении. Следует рассмотреть вопрос о людях с уже существующими хроническими заболеваниями или ин-валидностью, уход за которыми может быть нарушен во время вспышки COVID-19. Необходимо при-нять меры для обеспечения их непрерывным доступом к лекарствам, ежедневному уходу, питанию и т.д. Существующие службы должны быть адаптированы к новым условиям и изменяющимся моделям предоставления услуг в условиях вспышки COVID-19. Например, следует рассматривать использо-вание мобильных бригад для оказания поддержки людям с психическими расстройствами и рас-стройствами, связанными со злоупотреблением психоактивными веществами, на дому. Возможно, потребуется адаптация общественных услуг для людей с физическими и психическими особенно-стями (например, групповые вмешательства), чтобы свести к минимуму риск заражения, но при этом следует продолжать оказывать необходимую поддержку. Пример: некоторые службы по оказанию услуг ПЗПСП могут закрыться во время вспышки COVID-19. В этой ситуации обученный персонал может предлагать услуги с использованием менее тради-ционных методов, например, с помощью видео- и телефонных звонков, социальных сетей. Опора на местные ресурсы Национальные программы охраны психического здоровья, социаль-ной защиты и социального обеспечения, образовательные учрежде-ния и местные государственные и некоммерческие организации мо-гут и должны играть ключевую роль в оказании услуг по охране пси-хического здоровья и психосоциальной поддержке. На территориях, где формальные услуги ПЗПСП отсутствуют, опре-делите тех, кто способен оказать посильную помощь (например, се-мьи, социальные группы, а в некоторых контекстах-религиозные ли-деры и традиционные целители), с кем можно сотрудничать. Местные общественные лидеры - люди, которые пользуются уваже-нием среди местного населения, и, возможно, уже начали оказывать психосоциальную поддержку своим землякам по проблемам, связан-ным со вспышкой болезни (смерть, горе, потеря близких). Помогите этим людям с подготовкой по вопросам COVID-19 и психо-социальной поддержке (например, как оказать первую психологиче-скую помощь), а также с получением информации о том, куда направ-лять людей, которым может потребоваться более специализирован-ная помощь. Убедитесь, что у вас в наличии есть достаточное коли-чество персонала, способного оказать помощь ПЗПСП детям, инва-лидам, жертвам гендерного насилия и другим уязвимым группам населения. Пример: некоторые специалисты, которые оказывают помощь больным и рабо-тают на переднем крае в условиях эпидемии, могут подвергаться отторжению со стороны своей семьи или земляков. Кроме того, их семьи могут быть также подвержены неприятию со стороны окружающих. Такая стигматизация может нанести ущерб психическому благополучию пострадавших лиц и значительно осложнить и без того сложную ситуацию (а также повлиять на моральный дух специалистов). В подобных усло-виях очень важно оказать поддержку этим людям. И здесь возрастает значение работы местных общественныхлидеров, которые должны помочь с разъяснением ошибочных представлений среди населения. Группы вза-имной поддержки медицинского персонала могут также быть полезными для решения этой проблемы. Защитная среда В работе необходимо руководствоваться сильными сторонами местного населения. Ответные меры должны быть направлены на создание безопасных условий для населения с опорой на уже существующие ресурсы и сильные стороны населенного пункта. Вся деятельность, осуществляемая как отдельными индивидуумами, так и коллективно, должна быть направлена на защиту и укрепление благополучия населения. Ключевые принципы психосоциальной поддержки, включая надежду, безопасность, спокойствие, со-циальную общность, веру в собственные и коллективные возможности, должны быть заложены в каждом вмешательстве. Особое внимание следует уделять обеспечению защиты уязвимых групп, включая детей, инвалидов, пожилых людей, беременных и кормящих женщин, лиц, подвергающихся гендерному насилию, лиц с ослабленным иммунитетом, а также этнических/культурных групп, ставших объектом стигматиза-ции или дискриминации. Горячие линии могут служить эффективным инструментом поддержки людей, которые чувствуют себя обеспокоенными или расстроенными. Необходимо обеспечить, чтобы сотрудники горячей ли-нии/добровольцы прошли обучение и находились под наблюдением служб ПЗПСП (например, пер-вая психологическая помощь) и имели актуальную информацию о текущей ситуации в отношении COVID-19, чтобы избежать неоправданного вреда звонящим. Пример: WeChat, WhatsApp, социальные сети и другие коммуникационные средства могут быть ис-пользованы для создания групп поддержки/социальной поддержки, особенно для людей, находя-щихся в изоляции. Пример: люди, утратившие близких, должны иметь возможность скорбеть. Если традиционные захо-ронения невозможны, то следует определить и ипользовать достойные альтернативы, которые под-держивают местные обычаи и ритуалы (см. руководство МПК по услугам МГПСС, План мероприятий 5.3).1,12 Подход «Мобилизация общества» Наряду с необходимостью проведения специальных мероприятий, направленных на решение кон-кретных проблем определенных целевых групп, ПЗПСП нуждается в применении подхода «Мобили-зация общества». Этот подход подразумевает удовлетворение потребностей всего пострадавшего населения в ПЗПСП, независимо от последствий эпидемии, расовой/этнической принадлежности, возраста, пола, профессии или социального статуса. Деятельность в рамках охраны психического здоровья и психосоциальной поддержки, которая при-менима ко всем членам общества, включает: продвижение стратегий заботы о себе, таких как выполнение дыхательных упражнений, упражнений на расслабление, иное; подготовка релевантной информации о том, как преодолеть страх и тревогу, как поддержать других (Вмешательство 6); четкая, лаконичная и точная информация о COVID-19, в том числе о том, как получить доступ к помощи в случае недомогания. Пример: смерть может быть вызвана не COVID-19, а другими причинами, например, гриппом или пневмонией. Семьи, потерявшие близких по причине этих заболеваний, будут нуждаться в услугах ПЗПСП, связанных с трауром, точно так же, как и семьи, потерявшие своих близких по причине COVID-19. Долгосрочная перспектива Чрезвычайные ситуации могут привести к притоку ресурсов, что создает возможность для укрепле-ния долгосрочных служб психического здоровья, социальной помощи и социального обеспече-ния.6,12,13 Пример: наращивание потенциала местными субъектами здравоохранения и другими субъектами, не связанными с охраной здоровья, в условиях COVID-19 будет способствовать не только поддержке услуг МЗПСС в рамках текущей ситуации, но и использование его при последующих чрезвычайных ситуациях ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, РЕКОМЕНДУЕМАЯ НА ГЛОБАЛЬНОМ УРОВНЕ В приведенном ниже списке указаны четырнадцать ключевых мероприятий, которые должны быть реализованы в рамках ответных мер на вспышку COVID-19. 1. Проведите быструю оценку реальной ситуации и культурных особенностей проблем, влияющих на каче-ство услуг ПЗПСП, а также потребностей и имеющихся ресурсов в обучении, проблем в системе медицин-ской помощи (см. Руководство МПК по услугам ПЗПСП, План мероприятий 2.1) .1 2. Укрепите координацию деятельности по предоставлению услуг ПЗПСП через развитие сотрудничества между учреждениями соответствующего профиля, правительством и другими партнерами. Координация должна осуществляться в рамках межсекторной инициативы, участниками которой являются системы здравоохранения, социальной защиты и др. Должна быть создана техническая рабочая группа для осу-ществления поддержки всех субъектов межсекторного взаимодействия. 3. Используйте информацию с учетом гендерных различий, включающую выявленные потребности, недо-стающие и существующие ресурсы для того, чтобы создать или восполнить систему оказания медицин-ской помощи людям с нарушениями психического здоровья, тяжелыми психическими расстройствами, а также расстройствами, связанными со злоупотреблением психоактивными веществами. В рамках продол-жающегося укрепления системы здравоохранения каждое медицинское учреждение должно иметь по крайней мере одного обученного человека и систему выявления людей с нарушениями психического здо-ровья и тяжелыми психическими расстройствами и оказания им помощи (см. Руководство по гуманитар-ному вмешательству mhGAP и другие материалы).18 Это требует долгосрочных ресурсов и стратегии информационно-пропагандистской деятельности в области ПЗПСП для оказания влияния на выделение финансирования, качественную координацию и устойчивые долговременные инициативы. 4. Разработайте стратегию по оказанию услуг ПЗПСП в условиях COVID-19 для тех, кто был инфицирован; для находящихся в изоляции; членов семьи; специалистов, оказывающих непосредственную помощь па-циентам, пострадавшим от коронавирусной инфекции, широким слоям населения. Приоритетное внима-ние следует уделить потребностям особых или/и уязвимых групп (например, детей, пожилых людей, бе-ременных и кормящих женщин, людей, подверженных риску и подвергшихся гендерному насилию, инва-лидов). Обеспечьте, чтобы стратегия включала вопросы по преодолению страха, проблемам стигматиза-ции и негативному опыту совладания (например, злоупотребление психоактивными веществами), а также иные проблемы, выявленные в ходе оценки потребностей. Создайте ее в соответствии с позитивными, основанными на коллективном запросе стратегиями выживания и тесного сотрудничества между населе-нием и учреждениями здравоохранения, образования и социального обеспечения. 5. Включайте программы по охране психического здоровья и психосоциальной поддержке во все мероприя-тия по реагированию на чрезвычайные ситуации. Рассмотрите проблемы, связанные с доступностью услуг психосоциальной поддержки для женщин и девочек, особенно тех, кто подвергается насилию или кому может угрожать насилие. 6. Убедитесь, что адекватная понятная информация о COVID-19 имеется в открытом доступе для специали-стов, оказывающих непосредственную помощь людям, пострадавшим от коронавирусной инфекции; для пациентов, инфицированных COVID-19; а также для широких слоев населения. Информация должна вклю-чать подтвержденные данные о практиках по предупреждению инфицирования, о способах получения ме-дицинской помощи, а также сообщения, способствующие улучшению психосоциального благополучия (Вмешательство 6). 7. Проведите обучение для специалистов, которые оказывают непосредственную помощь пострадавшим от коронавирусной инфекции (включая медсестер, водителей скорой помощи, волонтеров, медрегистрато-ров, учителей, общественных лидеров); для сотрудников иных специальностей, работающих в местах ка-рантина, по основным принципам психосоциальной помощи, оказанию первой психологической помощи и тому, как обращаться к ним в случае необходимости14. На объектах, где реализуются программы по лече-нию пациентов, пострадавших от COVID-19, а также в местах карантина должны работать сотрудники, прошедшие соответствующую подготовку. В условиях угрозы заражения для сотрудников может приме-няться онлайн-обучение. 8. Подготовьте дорожную карту для людей с психическими расстройствами, которая включает медицинскую помощь, социальную защиту, противодействие насилию по гендерным признакам, основанную на сотруд-ничестве и взаимопонимании всех структур, задействованных в ней.9. Обеспечьте всех сотрудников, работающих в условиях вспышки COVID-19 доступом к психосоциальной поддержке (Вмешательство 5). Эта мера должна иметь такой же приоритет, как и обеспечение их физиче-ской безопасности с помощью адекватных знаний и оборудования. Там, где это возможно, обеспечьте регулярный осмотр сотрудников, которые оказывают непосредственную помощь людям, пострадавшим от коронавирусной инфекции, с целью их психосоциальной диагностики. Это поможет определить риски, их последствия и выработать меры по их минимизации.15 10. Разработайте инструментарий, который родители, учителя и члены семьи смогут использовать для заня-тий с детьми в изоляции, включая сообщения о способах профилактики заболевания, представленные в игровой или стихотворной форме (напр. Игровая форма для упражнения по профилактике заражения, от-рабатывающего навыки мытья рук). Дети не должны быть разлучены с семьями, кроме как для лечения и профилактики инфекции.16 При условии разлуки дети должны пребывать в безопасных и благоприятных условиях, которые обеспечивают регулярный контакт с семьей, при этом не подвергая их риску заражения (см. Минимальные стандарты защиты детей в рамках гуманитарной деятельности).17 11. Создайте необходимые условия, чтобы люди, потерявшие близких, могли выразить свою скорбь. Наряду с тем, что меры по предотвращению угрозы распространения COVID-19 должны быть предприняты, сле-дует, по возможности, сохранить традиционные ритуалы, характерные для данной местности.12 12. Установите меры по снижению негативного воздействия социальной изоляции на карантинных объектах. Общение с семьей и друзьями, как и меры, способствующие автономии (напр. выбор в повседневных ак-тивностях), должны предоставляться и поощряться (Вмешательство 4).19 13. На раннем этапе восстановления помогайте органам здравоохранения в развитии устойчивой системы услуг, основанной на общественной поддержке, в сфере охраны психического здоровья и психосоциаль-ной поддержки.13 14. Создайте механизмы мониторинга, оценки, отчетности, обучения для измерения эффективности услуг ПЗПСП (см. Руководство МПК по ПЗПСП, план работ 2.2).1,12 ВМЕШАТЕЛЬСТВО 1: ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ПОЖИЛЫМ ЛЮДЯМ СПРАВИТЬСЯ СО СТРЕССОМ В УСЛОВИЯХ ВСПЫШКИ COVID-19 Пожилые люди, особенно, находящиеся в изоляции и страдающие когнитивным сни-жением/деменцией, могут стать более тревожными, агрессивными, напряжен-ными, возбужденными, замкнутыми, чрез-мерно подозрительными во время вспышки болезни/во время карантина. Необходимо оказывать им эмоциональ-ную поддержку через семью, а также с при-влечением специалистов в области охраны психического здоровья. Позна-комьте их с простыми фактами о том, что происходит, и доходчиво разъясните, как снизить риск заражения, словами, которые могут понять пожилые люди с когнитив-ными нарушениями или без таковых. При необходимости повторите эту информа-цию. Нижеследующие рекомендации в основ-ном относятся к пожилым людям, прожи-вающим дома. Что касается пожилых лю-дей, находящихся в интернатных учрежде- ниях (например, в домах престарелых), то администраторы и персонал должны обеспечить для них меры безопасности для предотвращения взаимного заражения и вспышки чрезмерного беспокойства или па-ники (как и в больницах). Кроме того, необходимо оказывать поддержку персоналу по уходу, который мо-жет находиться в длительной изоляции/карантине вместе с жителями социального учреждения и изоли-рован от своей семьи. Пожилые люди особенно уязвимы к COVID-19, учитывая, что у них ограниченные источники информации, более слабая иммунная система и более высокий уровень смертности от COVID-19 по имеющимся дан-ным. Уделите особое внимание группам высокого риска, включая пожилых людей, которые живут одни/без близких родственников; которые имеют низкий социально-экономический статус и/или сопутствующие за-болевания, такие как когнитивное снижение/деменция или другие психические расстройства. Пожилые люди с умеренными когнитивными нарушениями или ранними стадиями деменции нуждаются в том, чтобы их информировали о происходящем, насколько это возможно. Необходимо также оказывать им по-мощь, чтобы облегчить их тревогу и стресс. Люди, находящиеся на умеренных и поздних стадиях демен-ции, нуждаются в предоставлении повседневных медицинских и немедицинских услуг во время карантина. Во время вспышки заболевания необходимо предоставлять медицинские услуги пожилым людям, как инфицированным COVID-19, так и не инфицированным. Это предполагает обеспечение доступа к основным лекарственным средствам (для лечения диабета, рака, болезней почек, ВИЧ). Убеди-тесь, что все необходимые препараты есть в наличии. Телемедицина и онлайн-медицинские услуги могут быть использованы для предоставления меди-цинских услуг. Изолированные или инфицированные пожилые люди должны получать правдивую информацию о факторах риска и шансах на выздоровление. Во время карантина используйте технологии (WeChat, WhatsApp) для проведения обучения/консуль-тирования членов семьи на дому, включая подготовку членов семьи к оказанию первой психологи-ческой помощи. Пожилые люди могут иметь ограниченный доступ к мобильным приложениям по обмену сообщениями, таким как WeChat. Обеспечьте пожилых людей правдивой и понятной информацией о вспышке COVID-19, его распро-странении, о лечении заболевания, вызванного этим вирусом, и эффективных мерах по предотвра-щению распространения инфекции. Информация должна быть понятной (используйте бытовую лексику и крупный шрифт), взятой из до-стоверных источников (СМИ, социальные сети, учреждения здравоохранения), чтобы предотвратить иррациональные поступки, такие как упортебление бесполезных лекарственных трав. Лучший способ связаться с пожилыми людьми — их стационарные телефоны или регулярные лич-ные визиты (если это возможно). Поощряйте семью или друзей регулярно звонить их старшим род-ственникам и учить пожилых людей пользоваться видео-чатом. Пожилые люди, по незнанию, могут отказаться от использования защитных устройств или методов профилактики. Инструкции по использованию защитных устройств должны быть подготовлены в простой доступной и уважительной форме. Пожилые люди могут не знать, как пользоваться онлайн-услугами, такими как интернет-магазины, кон-сультации/телефоны доверия или медицинское обслуживание. Обеспечьте пожилых людей информацией о том, как можно получить помощь в случае необходимо-сти, например, по вызову такси или доставке товаров из магазина. Снабжение товарами и услугами, такими как профилактические средства (напр. маски для лица, средства для дезинфекции), продукты питания, транспортные услуги в чрезвычайной ситуации, мо-жет снизить уровень тревожности в повседневной жизни. Предложите пожилым людям выполнять простые физические упражнения дома в условиях каран-тина для поддержки мобильности и психологической разгрузки. ВМЕШАТЕЛЬСТВО 2: ПОДДЕРЖКА ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ ВСПЫШКИ COVID-19 Люди с ограниченными возможностями и их опекуны сталкиваются с барьерами, которые могут помешать им получить доступ к медицинской помощи и необходимой информации для снижения своего риска во время вспышки COVID-19.Окружающая среда: Информирование о рисках имеет важное значение для укрепления здоровья, предотвращения рас-пространения инфекции и снижения уровня стресса среди населения. Однако, эта информация за-частую разрабатывается и распространяется без учета потребностей людей с ограниченными воз-можностями общения. Многие медицинские центры недоступны для людей с физической инвалидностью. В связи с пробле-матичностью передвижения по городу люди с ограниченными возможностями могут оказаться не в состоянии получить доступ к медицинскому обслуживанию в учреждениях здравоохранения. Институциональные барьеры: Стоимость медицинских услуг может препятствовать их получению людьми с ограниченными воз-можностями здоровья. Отсутствие протоколов по уходу за людьми с ограниченными возможностями в условиях карантина. Поведенческие барьеры: Предрассудки, стигматизация и дискриминация в отношении людей с ограниченными возможно-стями, включая убеждение в том, что они не способны вносить свой вклад в систему мер по реаги-рованию на вспышку заболевания или принимать свои собственные решения. Эти барьеры могут привести к дополнительному стрессу людей с ограниченными возможностями и их опекунов во время вспышки COVID-19. Учет мнений и потребностей людей с ограниченными возможностями при планировании мер реагирования на чрезвычайные ситуации имеет решающее значение для поддержания как физического, так и психического здо-ровья при одновременном снижении риска инфицирования COVID-19: Необходимо разработать доступные коммуникационные сообщения, которые учитывают особенности лю-дей с ограниченными возможностями (в том числе сенсорные, интеллектуальные, когнитивные и психо-социальные нарушения). Примеры могут включать: Доступные веб-сайты и информационные бюллетени, гарантирующие, что люди с ограниченными возможностями зрения мог