Цветовая схема
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения

  • 670004,г. Улан-Удэ, ул. Рабочая, 1а
    ИНН: 0323074842 ОГРН: 1020300973516

  • 37-20-66 Приёмная главного врача
    21-96-73 Взрослое диспансерное отделение
    44-37-38 Детское диспансерное отделение
    37-18-44 Справочная
    37-17-78 Горячая линия
    26-66-04 Кабинет медицинских осмотров

  • rpd@govrb.ru - Республиканский психоневрологический диспансер
    vdisp@mail.ru - Взрослое диспансерное отделение

Борьба с инфекционными заболеваниями

25.05.2020

Количество просмотров: 8341

Тема номера – Борьба с инфекционными заболеваниями

Инфекционные заболевания представляют собой серьезную угрозу для здоровья человека и иногда могут угрожать международной безопасности в области здравоохранения. Социально-экономические, экологические и поведенческие факторы, а также международные поездки и миграция способствуют и увеличивают распространение инфекционных заболеваний.

Инфекции с высоким риском заболеваемости и смертности – это новые и возвращающиеся инфекции, которые не только угрожают здоровью и жизни локально, но могут вызвать разрушительные последствия одновременно в нескольких странах или даже во всем мире в случае пандемий.

Профилактика и инфекционный контроль - это практический, основанный на научно- обоснованных данных подход, который предотвращает нанесение вреда пациентам и работникам здравоохранения от инфекций, которых можно избежать. Он основан на опыте борьбы с инфекционными заболеваниями, эпидемиологии и укреплении системы здравоохранения. Инфекционный контроль занимает уникальную позицию в области обеспечения безопасности пациентов и обеспечения всеобщего охвата услугами здравоохранения, поскольку они актуальны для работников здравоохранения и пациентов в каждом отдельном медицинском учреждении1.

1 При подготовке Информационного бюллетеня использованы материалы с сайта Всемирной организации здравоохранения:

Ни одна страна, ни одно учреждение здравоохранения, даже в рамках самых передовых и совершенных систем здравоохранения, не могут претендовать на то, что они свободны от проблемы инфекций. Необходимость наличия программ по профилактике и контролю за инфекциями на национальном уровне и на уровне учреждения четко подчеркнута в списке 100 основных показателей здоровья ВОЗ.

ВОЗ играет ведущую роль в реагировании на такие угрозы и помогает странам в создании потенциала и стратегий для предотвращения, обеспечения готовности к возникновению рисков, связанных с высоко-опасными инфекциями.

ЕРБ ВОЗ работает с государствами-членами, международными организациями и другими учреждениями, чтобы помочь странам усилить свои программы по борьбе с инфекционными заболеваниями. Но доступ к услугам во многих частях Региона недостаточен. Более бедные страны Региона сталкиваются с двойным бременем неадекватных систем здравоохранения и постоянных инфекционных заболеваний.

В сотрудничестве с правительствами ЕРБ ВОЗ разрабатывает нормы и стандарты, руководства и инструменты общественного здравоохранения, чтобы помочь странам в реализации эффективных программ профилактики и контроля заболеваний и устранения их факторов риска. На сегодняшний день, несомненно, достигнут значительный прогресс, однако новые инфекционные заболевания продолжают создавать проблемы для общественного здравоохранения2.

2 При подготовке Информационного бюллетеня использованы материалы с сайта Европейского регионального бюро ВОЗ:

Международные медико-санитарные правила

Наиболее важным документом ВОЗ в борьбе с чрезвычайными ситуациями, связанными с инфекционными болезнями, являются «Международные медико-санитарные правила». Суть этих Правил заключается в предотвращении международного распространения болезней, предохранении от них, борьбе с ними и принятии ответных мер на уровне общественного здравоохранения, которые соизмеримы с рисками для здоровья населения и ограничены ими и которые не создают излишних препятствий для международных перевозок и торговли.

Международные медико-санитарные правила (ММСП) (2005 г.) имеют обязательную юридическую силу для всего правительства каждого государства-члена ВОЗ, а не для какого-либо отдельного министерства, агентства, ведомства или сектора. Это означает, что центральное место в ММСП (2005 г.) занимает многосекторальный подход, предполагающий сотрудничество между всеми соответствующими национальными секторами для обнаружения, оценки и реагирования на различные потенциальные угрозы в области общественного здравоохранения, имеющие международное значение.

Соглашения об обмене информацией и сотрудничестве между этими секторами имеют исключительно важное значение как на регулярной основе, так и при чрезвычайных ситуациях; они позволяют ММСП достигать цели предотвращения, защиты, контроля и реагирования на международное распространение болезней, избегая при этом необоснованных вмешательств в международные перевозки и торговлю.

 

Ярким примером инфекции, вызвавшей пандемию в этом году, является коронавирус COVID-19. Коронавирусы – большое семейство вирусов, способных вызывать болезни от обычной простуды до более серьезных состояний. Новый коронавирус – это новый штамм коронавируса, который ранее не выявлялся у людей. Страны всего мира усилили меры эпиднадзора, чтобы оперативно выявлять и диагностировать потенциальные случаи COVID-19.

Странам Европейского региона рекомендуется продолжить подготовку к возможным случаям завоза вируса, следуя требованиям Международных медико-санитарных правил (2005 г.). ВОЗ опубликовала предназначенные для всех без исключения стран рекомендации о том, как выявлять потенциально больных людей, проводить тестирование образцов, осуществлять лечение пациентов, организовать инфекционный контроль в учреждениях здравоохранения и надлежащее материальное обеспечение, а также вести информационную работу с общественностью3.

Подробнее на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:

Публикации Всемирной организации здравоохранения:

 Глобальный эпиднадзор за случаями заболевания COVID-19, вызванными инфицированием человека новым коронавирусом 2019 г. Временные рекомендации 20 марта 2020 г. – Всемирная организация здравоохранения. Женева. 2020 г. – 5 стр.

 

В настоящем документе обобщенно представлены текущие рекомендации ВОЗ по ведению глобального эпиднадзора за случаями заболевания COVID-19, вызванными инфицированием человека новым коронавирусом 2019 г. Данные рекомендации следует рассматривать в совокупности с рекомендациями ВОЗ в отношении важнейших мер по подготовке, обеспечению готовности и реагированию, в которых настоятельно рекомендуется осуществлять активное выявление случаев заболевания, тестирование, а также отслеживание контактов независимо от сценария передачи инфекции. Представление сводных данных по заболеваемости следует рассматривать в качестве временной меры при отсутствии возможности представления данных на уровне отдельных случаев. ВОЗ продолжит обновлять данные рекомендации по мере поступления новой информации о заболевании COVID-19.

Полный текст руководства на русском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения:

 

Учреждения долговременного ухода (далее – УДУ), такие как дома-интернаты и реабилитационные центры, – это учреждения по уходу за лицами с физической или психической инвалидностью, многие из которых – лица пожилого возраста. Проживающие в УДУ лица относятся к уязвимым категориям населения; для них характерен более высокий уровень риска неблагоприятных исходов и инфекционных заболеваний в связи с постоянным пребыванием в замкнутом пространстве с другими людьми. В силу этого обстоятельства для обеспечения защиты здоровья постояльцев, персонала и посетителей в УДУ должны приниматься особые меры предосторожности.

Данные временные рекомендации предназначены для администрации УДУ и должностных лиц, ответственных за обеспечение предотвращения заражения COVID-19 в УДУ. Цель документа – предоставить рекомендации относительно организации противоинфекционного контроля в УДУ в контексте вспышки COVID-19 для: 1) предупреждения заноса вируса COVID-19 в стены учреждения; 2) предупреждения распространения вируса COVID-19 в учреждении; 3) предупреждения распространения вируса COVID-19 за пределы учреждения. ВОЗ будет обновлять эти рекомендации по мере поступления новой информации.

Рекомендации по поддержанию психического здоровья и психосоциального состояния во время вспышки COVID-19. - Всемирная организация здравоохранения. Женева. 2020 г. – 6 стр.

 

ВОЗ и органы общественного здравоохранения во всем мире борются со вспышкой COVID-19. Тем не менее, этот кризис вызывает стресс у населения.

Рекомендации, представленные в этом документе, были разработаны Департаментом по охране психического здоровья ВОЗ, которые могут использоваться для поддержки психического и психосоциального благополучия в различных целевых группах во время вспышки заболевания.

Клиническое руководство по ведению пациентов с тяжелыми острыми респираторными инфекциями при подозрении на инфицирование БВРС-КоВ. Временные рекомендации - Всемирная организация здравоохранения. Женева. 2015 г. – 13 стр.

 

Настоящий документ предназначен для клиницистов, оказывающих помощь пациентам в критическом состоянии (взрослым и детям) с тяжелыми острыми респираторными инфекциями (ТОРИ). Он не заменяет собой клиническую подготовку врачей и консультации специалистов, а лишь помогает оптимизировать существующие подходы к ведению ТОРИ и содержит ссылки на последние руководства и рекомендации.

Так как принципы ведения детей и взрослых, находящихся в критическом состоянии, во многом схожи, в данном документе приведены общие рекомендации, применимые при

 

ведении пациентов любого возраста, а при необходимости даны соответствующие уточнения, касающиеся определенных возрастных групп.

Guidelines on Core Components of Infection Prevention and Control Programmes at the National and Acute Health Care Facility Level (Руководство Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по основным компонентам программ профилактики инфекций и инфекционного контроля на уровне учреждений экстренной медицинской помощи). - Всемирная организация здравоохранения. Женева. 2016 г. – 90 стр.

 

Внутрибольничные инфекции являются одним из наиболее распространенных побочных эффектов при оказании медицинской помощи и серьезной проблемой общественного здравоохранения, влияющей на заболеваемость, смертность и качество жизни. У 7% пациентов в развитых и 10% в развивающихся странах в любой момент времени может развиться хотя бы одна из таких инфекций. Эти инфекции также ложатся тяжелым экономическим бременем на общество в целом. Тем не менее, высокая доля случаев внутрибольничных инфекций предотвратима посредством эффективных мер профилактики и инфекционного контроля (ПИИК). Краеугольным камнем таких действий является эффективная система ПИИК. В Международных медико-санитарных правилах (ММСП) эффективная профилактика инфекций и инфекционный контроль указывается как ключевая стратегия борьбы с угрозами общественному здоровью международного значения. Позднее, в Целях в области устойчивого развития Организации Объединенных Наций (ЦУР) была подчеркнута важность ПИИК как фактора, способствующего оказанию безопасных, эффективных и качественных медицинских услуг, в частности, в области водоснабжения, санитарии и гигиены (WASH), а также фактора, способствующего обеспечению всеобщего охвата услугами здравоохранения. Новые руководящие принципы по основным компонентам программ ПИИК являются главной частью стратегий ВОЗ по предотвращению настоящих и будущих угроз, укреплению устойчивости служб здравоохранения и оказанию помощи в борьбе с устойчивостью к противомикробным препаратам (УПП). Они также предназначены для оказания поддержки странам в разработке их собственных национальных протоколов в области ПИИК и УПП, а так же для оказания поддержки медицинским учреждениям в разработке или укреплении их собственных подходов к ПИИК. Успешное выполнение рекомендаций и получение передового опыта зависит от надежности стратегии внедрения и четкого и правильного определения процесса адаптации и интеграции в соответствующие стратегии на региональном, национальном уровне и уровне ЛПУ. Эффективность внедрения будет зависеть от существующих систем здравоохранения в каждой стране, включая имеющиеся ресурсы, текущий потенциал и политику. Решающее значение также имеет поддержка основных заинтересованных сторон, партнерских учреждений и организаций.

 

 

Система оценки мероприятий по профилактике инфекций и инфекционному контролю на уровне учреждений. - Всемирная организация здравоохранения. Женева. 2019 г. – 15 стр.

 

Это структурированная анкета, состоящая из вопросов закрытого типа (не предполагает развернутый самостоятельный ответ) с соответствующей системой бальной оценки. Она в первую очередь предназначена для самостоятельного заполнения в медицинском учреждении (т. е. для самооценки), но может также использоваться для совместных оценок при тщательном обсуждении внешними экспертами (например, Министерством здравоохранения, ВОЗ или другими заинтересованными сторонами) и персоналом учреждения. Данный инструмент предназначен для учреждений неотложной медицинской помощи, но может быть использован и в других медицинских учреждениях стационарного типа. Хотя некоторые показатели разработаны преимущественно для стран с высоким и средним уровнем дохода, это глобальный инструмент, который может использоваться для оценки стандартов ПИИК в любой стране. Цель данного инструмента заключается в оценке текущей ситуации в области ПИИК в вашем учреждении, т. е. существующих видов деятельности/ресурсов ПИИК, и выявлении сильных сторон и пробелов, что может послужить основой для разработки будущих планов. Его можно рассматривать в качестве диагностического инструмента, позволяющего учреждениям выявлять проблемы или недостатки, требующие устранения, и выявлять области, которые отвечают международным стандартам и требованиям.

Protecting the Blood Supply During Infectious Disease Outbreaks. Guidance for National Blood Services (Защита системы переливания крови во время вспышек инфекционных заболеваний. Руководство для национальных служб крови). - Всемирная организация здравоохранения. Женева. 2019 г. – 49 стр.

 

Этот руководящий документ направлен на оказание помощи национальным службам крови в разработке национальных планов реагирования на любые возникающие инфекционные угрозы для обеспечения безопасности снабжения кровью от известных или вновь выявленной инфекции. В нем обсуждаются элементы, которые должны быть рассмотрены национальными службами крови, и даются рекомендации по различным вариантам реагирования, которые могут быть доступны.

В приложениях к документу содержится дополнительная информация, которая может помочь национальным службам крови в разработке их собственных планов по оценке рисков крови доноров и риска передачи инфекции через переливание крови.

Отчёт по проведению подготовительной рабочей конференции по учреждению Европейской региональной лабораторной специальной группы по особо опасным патогенам (Лабораторной специальной группы). - Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. 2019 г. – 22 стр.

 

вызванными особо опасными патогенами (ООП). Как часть данной программы, инициатива "Хорошие лаборатории – крепкое здоровье" (Better Labs) сосредоточена на укрепление ключевых лабораторных возможностей стран, поскольку лабораторные услуги являются основой для клинического и санитарно-эпидемиологического реагирования на инфекционные угрозы. Международные сети по лабораторному надзору, обеспечению готовности и реагированию представляют собой важный механизм укрепления лабораторий, потому что могут служить в качестве как платформы для обмена информацией и опытом, так и системы направления диагностических образцов для первичного и подтверждающего тестирования. Из числа приоритетных стран WHE в Европейском регионе ВОЗ ряд стран не участвуют в международных лабораторных сетях по обеспечению готовности и реагированию на ООП, что является основным пробелом. Для решения этой проблемы Европейское региональное бюро ВОЗ учреждает Европейскую региональную лабораторную специальную группу по особо опасным патогенам (Лабораторную специальную группу). С целью создания Лабораторной специальной группы в январе 2019 года в Стамбуле была проведена рабочая конференция, чтобы обсудить техническое задание Лабораторной специальной группы и ассоциированных партнеров, создать инструмент оценки лабораторного потенциала и его возможностей, обсудить потребность и учреждение внешней оценки качества для приоритетных ООП, а также обсудить деятельность по налаживанию связей Лабораторной специальной группы.

Европейская региональная лабораторная специальная группа по особо опасным патогенам. Техническое задание. - Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. 2019 г. – 6 стр.

 

Европейское региональное бюро ВОЗ создает Европейскую региональную лабораторную специальную группу по особо опасным патогенам (Лабораторная специальная группа) с целью поддержки реализации плана действий для повышения уровня готовности и реагирования систем общественного здравоохранения в Европейском регионе ВОЗ в соответствии с Резолюцией EUR/RC68/R7 68-й сессии Европейского регионального комитета (RC68), принятой в сентябре 2018 г., а также в рамках работы Программы ВОЗ по чрезвычайным ситуациям в области здравоохранения (WHE), касающейся направления 3 инициативы «Хорошие лаборатории - крепкое здоровье».

Цель, стоящая перед Лабораторной специальной группой, заключается в укреплении готовности к вспышкам путем содействия приоритетным странам в Европейском регионе ВОЗ в улучшении их потенциала в отношении выявления вспышек заболеваний, вызванных особо опасными патогенами.

Хорошие лаборатории – крепкое здоровье. Укрепление лабораторных систем в Европейском Регионе ВОЗ. Отчет о 3-м совещании партнеров, посвященному устойчивости к противомикробным препаратам. - Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. 2019 г. – 35 стр.

 

Данный отчет описывает результаты третьего совещания партнеров "Хороших лабораторий" Регионального Европейского бюро ВОЗ, которое было проведено в Алматы, Казахстан, в октябре 2018 совместно с Программой по надзору за устойчивостью

к противомикробным препаратам (УПП) Регионального Европейского бюро ВОЗ. На конференции присутствовали 25 представителей национальных учреждений здравоохранения из 11 стран-участниц, включая шесть стран-участниц, формально состоящих в "Хороших лабораториях" (Кыргызстан, Республика Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Украина и Узбекистан), а также 33 представителя 20 национальных и международных организаций, включая ВОЗ.

Приоритетными направлениями деятельности для конференции являлись:

• обсуждение того, как инициатива "Хорошие лаборатории - крепкое здоровье" помогает наращивать национальный потенциал для усиления вовлечения и ответственности стран (Направления деятельности 1 и 4); и

• обмен опытом, заслуживающими внимания достижениями и видами дополнительной деятельности между основными партнерами, присутствующими на конференции (Направление деятельности 4);

• обсуждение того, как улучшить управление качеством в лаборатории для усиления эпиднадзора за УПП (Направление деятельности 2);

• Выявить и обсудить дальнейшие потребности и подходы для усиления национальных и международных лабораторных производственных мощностей для ответных действий в случае обнаружения особо опасных патогенов (Направление деятельности 3).

Report on the status of laboratory networks for high threat pathogens in south-eastern European countries (Отчет о состоянии сети лабораторий для борьбы с патогенами высокой степени риска в странах Юго-Восточной Европы). - Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. 2018 г. – 35 стр.

 

В рамках поддержки, оказываемой ВОЗ по Программе предотвращения чрезвычайных ситуаций в области здоровья, Европейское региональное бюро ВОЗ провело совещание с представителями стран Юго-Восточной Европы с целью выявить пробелы в работе медицинских лабораторий и определить возможности для их устранения. Встреча была проведена в рамках инициативы Европейского регионального бюро ВОЗ «Лучшие лаборатории для лучшего здоровья».

В работе совещания приняли участие 27 экспертов в области диагностики вирусных и бактериальных патогенов высокой степени риска из 11стран, в том числе из 7 стран Сети здравоохранения Юго-Восточной Европы, а также представители международной сети лабораторий (EMERGE, EVD-LabNet and MediLabSecure) и представители Объединенных организации по надзору за региональными болезнями. Совещание было организовано при сотрудничестве с Юго-Восточным Европейским центром по надзору и борьбе с инфекционными болезнями.